Идеи есть, деньги – тоже. Как им встретиться?
9-20 февраля в суперсовременном бизнес-центре «Крылатские холмы» состоялся первый российский форум «Новые технологии – инновационному бизнесу». Его организаторами выступили Агентство научных и деловых коммуникаций , Инновационное агентство РАН, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере («фонд Бортника») и ряд общественных организаций. Форум проходил в формате четырех независимых двухдневных семинаров «Биотехнология и медицина», «Электроника, приборостроение, энергетика и машиностроение», «Информационные технологии», «Химия и новые материалы». Мы расскажем о ходе семинара по информационным технологиям (15-16 февраля).
Программа была достаточно насыщенной и включала выступления представителей академических институтов, вузов, инновационных фирм, а также инвестиционных компаний и венчурных фондов. Надо сказать, посмотреть было на что: многие технологические достижения действительно впечатляли.
Доклад профессора В.Б.Вальцева (Центр Synergia) был посвящен разработке брейнпьютера – искусственного интеллектуального модуля, который по сути повторяет принципы мозговой деятельности. Брейнпьютер, как предполагается, может использоваться для целенаправленного выбора наиболее значимой информации из внешней среды, реализации ситуационных стратегий по режимам принятия решений, автоматической постановки задач и т.д. Автор поделился опытом создания моделей в различных сферах деятельности: лечения эпилепсии, анализа аудитории телепрограмм, криминогенности гастарбайтеров и др. Зав.лабораторией Института проблем технологии микроэлектроники и особочистых материалов РАН д.ф.м.н. С.И.Зайцев рассказал о программно-аппаратном комплексе «Наномейкер» для электронной литографии предельного разрешения. Темой презентации А.С.Шалумова (22-й ЦНИИ Минобороны) стала АСОНИКА – автоматизированная система обеспечения надежности и качества аппаратуры. Директор ЗАО «Энигма» (Рязань) Е.Я.Черняк представил комплекс топографического экспресс-анализа химического состава окружающей среды или, проще говоря, «электронный нос», обнаруживающий один атом среди 10 миллионов; этот же прибор может использоваться для поисков взрывчатки и наркотиков в аэропортах или даже нетрезвых водителей. Оживленную дискуссию вызвал доклад С.А.Осмоловского – автора работ по созданию средств защиты при передаче и хранении информации на основе технологии стохастического кодирования. Н.Г.Горбушин (Медицинский радиологический научный центр РАМН, Обнинск) сообщил о технологии синтеза искусственных интеллектуальных сред для выявления инновационных предложений.
В ряде выступлений описывались оригинальные программные продукты. Темой доклада А.Грюнталя (НИИ системных исследований РАН) стала операционная система ОС2000. В.Окатьев из Нижнего Новгорода (ООО «Диктум») показал работу системы извлечения цитат из текстов на естественном языке. Ближайшее практическое применение – выдача правовых ссылок на мобильные телефоны. С.Завельский (ООО «ВИЗАП») рассказал о технологии упрощения трёхмерных моделей. Ее использование позволяет в модели, описывающей, например, самолет, уменьшить в 10 раз число базовых треугольников практически без потери визуального качества. В докладе В.Расторгуева «Ценность современных технологий анализа данных для бизнеса» приводились примеры исследования внутрибанковских телефонных переговоров, где делались выводы о неформальных лидерах, группах экспертах, «связующих звеньях», дающие ценный материал для hr-служб (заметим в скобках: если верить В.Суворову, сходные методы использовались НКВД еще в 30-е годы). Еще один возможный заказчик – торговые сети: анализ чеков и дисконтных карт позволяет выявить предпочтения покупателей разного пола и возраста, объемы их покупок, какие товары чаще продаются вместе и т.п. Д.Фейгин из UnitSpace Corporation привлек внимание к бизнес-модели SaaS (Software-as-a-Service), позволяющей компаниям покупать не столько программные технологии, сколько результаты их эксплуатации, тем самым сокращая персонал и увеличивая эффективность. Общение происходит через веб-интерфейс; программное решение остается на стороне разработчика, как и сложности, связанные с эксплуатацией (по аналогии: во многих ситуациях лучше иметь электророзетку вместо собственного генератора). По оценкам Gartner, на долю SaaS в 2005 году пришлось 5% всех доходов от реализации ПО для бизнеса, а к 2011 году этот показатель должен возрасти до 25% .
Еще одна группа докладов касалась проблем подготовки и переподготовки кадров. М.С.Антропов из Высшей школы бизнес–информатики ГУ-ВШЭ рассказал о новых программах подготовки MBA по информационным технологиям для корпоративных CIO. Он подчеркнул, что сейчас ведущую роль приобретает дополнительное профессиональное образование: при горизонтальном построении карьеры каждый переход в новую фирму вызывает необходимость доучиваться; после выхода на пенсию зачастую обучение продолжается, уже для самореализации. Автор коснулся нескольких мифов, связанных с ИТ-образованием. Зам. декана факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ Б.И.Березин в своем докладе «Образование как катализатор инновационных процессов в информационных технологиях: опыт и перспективы» подробно охарактеризовал систему обучения, нацеленную не на подготовку программистов высшей квалификации (хотя и с этим дело обстоит нормально), а на формирование разносторонне подготовленных исследователей по различным фундаментальным направлениям прикладной математики и информатики. Опытом разработки программ обучения управленческого кадрового резерва поделился М.Удовиченко, издатель журнала «Корпоративные университеты». С.Хлопов из Королёвского института управления, экономики и социологии говорил о коммуникационной среде как необходимом элементе инновационного развития вуза.
Большинство докладов вызвали живой интерес коллег и сопровождались комментариями и обсуждениями. Было очевидно, что многие присутствующие знают аналогичные ситуации не понаслышке. И почти во всех выступлениях рефреном слышались сетования на скудное финансирование и надежды: вот найдутся деньги, инновации удастся довести до внедрения – и в повседневную практику войдут уникальные изделия и технологии, а авторы, получив законную прибыль, двинутся дальше.
А деньги, казалось бы, не проблема: как известно, приняты решения о создании Российского инвестиционного фонда информационно-коммуникационных технологий (РИФИКТ), Российской венчурной компании; известны и другие государственные и частные инициативы. И не случайно среди задач семинара значились «организация сотрудничества малых научно-технических коллективов и крупных производственных компаний; создание возможности ученым-разработчикам демонстрации инновационных проектов для поиска инвестирования; обмен опытом реализации инновационных проектов, правовое и финансовое консультирование». За «команду инвесторов» на семинаре выступали С.Еремин (департамент стратегических технологий, Microsoft Russia), А.Зотов, управляющий партнер ADJ Consulting, М.Лукьянчук (IBS), А.Мартинсон (Martinson Trigon Venture Partners), А.Масалович (ИнфоРус), Н.Митюшин (ABRT Venture Fund), М.Шеховцов, управляющий партнер фондов Москвы и Пермского края. Как правило, доклады сопровождались профессионально выполненными презентациями; звучали данные о бюджетах фондов, критериях финансирования, поддержанных проектах. Но вот небольшой нюанс: почти все «финансовые ангелы» выступили на первом же заседании. Поэтому с сожалением приходится констатировать, что полноценного диалога пока не получилось. Рассказывая о новых разработках, исследователи тщетно пытались найти глазами в зале потенциальных инвесторов: те сразу после своих презентаций отбыли по делам – вероятно, искать в других местах перспективные решения и технологии.
Не услышали финансисты и выступление М.Ю.Радченко (фонд SoftPatent) полемически заостренное, с многочисленными примерами из практики, статистико-демографическими данными и развернутыми цитатами из нормативных документов. По утверждению докладчика, «венчуристы норовят купить за рубль то, что стоит червонец»; экосистему инновационного рынка составляют в основном «хищники, падальщики, паразиты», а доверчивые изобретатели рискуют получить «финансовый диод», через который деньги текут лишь в одну сторону. Напомнив печально известные фамилии ученых В.Данилова и О.Кайбышева, он обозначил «подводные камни и скрытые ловушки дороги на мировой рынок». Впрочем, звучали и более оптимистичные истории.
Еще один участник поведал душераздирающую историю о том, как фонд Бортника по суду потребовал у него возврата денег: совершенно неожиданно выяснилось, что нужно в соответствии с контрактом сдавать отчетную документацию. По его словам, в общении с консультантом все шло отлично, а в это время юристы с бухгалтерами готовили иски. Аудитория сочувственно вздыхала. Попробуйте угадать, как эту ситуацию прокомментировали представители фонда. Совершенно верно, никак: никого из них в этот момент в зале не было. Представляющая фонд Бортника г-жа О.Соловьева (выступавшая, разумеется, на первом заседании) бодро отбарабанила в стиле отчетов на партхозактивах набор цифр: годовой бюджет 1.3 млрд руб., 5969 заявок, 1417 поддержанных проектов. 1200 малых инновационных предприятий, 4000 созданных рабочих мест и т.д. Однако вопрос из зала о причинах дискриминации тех, кто на втором этапе сотрудничества с фондом вносит собственные средства (по сравнению с теми, кто находит внешнего инвестора) остался без внятного ответа.
Конечно, сама возможность увидеть и услышать потенциального партнера – тоже большое благо: всегда можно обменяться визитными карточками, договориться о встрече. Но, может быть, организаторам стоило бы использовать опыт регулярных саммитов по аутсорсингу (Russian Outsourcing and Software Summit, ROSS), своеобразной визитной карточкой которых стала «биржа контактов», где можно в онлайне на сайте форума, задолго до его начала назначить рандеву с любым участником (не раз приходилось наблюдать, как работает такой матч-мэйкинг ). В Крылатском же условия для контактов были не лучшими. Не украсили семинар путаная вступительная речь, невнятная модерация, постоянное перекраивание программы.
В заключение – об одной реминисценции. Словосочетание в приглашении «первый российский регулярный научно-практический семинар» живо напомнило объявление 40-летней давности на филфаке МГУ о проведении «первой традиционной» олимпиады по языковедению и математике. Очевидно, в обоих случаях имелось в виду зарождение новой прочной традиции. Что ж, лингвистическая олимпиада, несмотря на многие проблемы, недавно прошла в 37-й раз. Не особенно надеясь посетить 37-й подобный семинар, тем не менее, хочется пожелать ему «дожить» до столь почтенного возраста. Но если он останется в таком же виде, то, пожалуй, лучше ограничиться первым блином (его не раз вспоминали в кулуарах, масленичная неделя все-таки...)