«Информационные Ресурсы России» №5, 2006



Информационные ресурсы государственного регулирования социально-экономической системы

Информатизация общества сопровождается существенными изменениями  в основополагающих элементах экономической системы, предполагающими трансформацию роли и функций государства, правил его взаимодействия с обществом. Наблюдаются структурные сдвиги в соотношении различных институтов,  выдвижение на первый план информационной и экономической власти, их тесное переплетение с административной властью государства. В информационном обществе возрастает значимость  прав на доступ к информации, защиту от излишней информации, информационное обслуживание.
Рынок и государство должны в этих условиях не противопоставляться друг другу, а сосуществовать, взаимно компенсируя недостатки: государство призвано служить формированию институциональных условий эффективного развития, устраняя «провалы рынка», а рынок в свою очередь должен привносить в процессы государственного регулирования конкурентный характер, помогая преодолеть «провалы государства».
В рыночной системе для сохранения гибкости и чувствительности экономики долгосрочно-ориентированные информационноемкие отрасли должны быть достаточно децентрализованы, однако для поддержания устойчивости им необходима некая поддержка со стороны центра (например, различные формы индикативного планирования в сочетании с интервенционистской промышленной политикой, направленной на координацию экономической деятельности и установление приоритетов).
Государство становится основным институтом, обеспечивающим опережающее развитие информационной сферы. Реализация информационной политики представляет собой комплексную многомерную задачу государственного управления, которая предполагает нормативно-правовые, организационно-технологические, технико-экономические и социальные компоненты.
Таким образом, для постиндустриальной социально-экономической системы является целесообразным сочетание широкого использования рыночных механизмов с масштабным структурно-институциональным вмешательством в виде национального и наднационального планирования, отчасти индикативного, отчасти регуляционного, отчасти директивного характера. В области информационной политики государство призвано обеспечить информационное обслуживание населения и институциональных структур гражданского общества на основе развития массового информационного обмена и массовых коммуникаций; информационные потребности системы органов государственной власти и местного самоуправления; информационное взаимодействие гражданского общества и власти.
Эволюция института государственного регулирования, придание ему дополнительных функций в рамках перехода к информационному обществу, оказывают существенное влияние на повышение роли его информационно-аналитической деятельности. Процесс информатизации экономических отношений усиливает значимость информационных ресурсов органов власти, выдвигает новые требования к их качеству, системной организации, актуализирует необходимость создания специальных институциональных форм.

Рис. 1. Виды информационных ресурсов, используемых в государственном регулировании социально-экономических систем

Информационные ресурсы, используемые в государственном регулировании социально-экономических систем, достаточно разнородны (рис.1) и динамичны, что создает определенные трудности в их организации и эффективном использовании. В этой связи можно выделить три основные проблемы.
1.    Исторически сложившаяся замкнутость процесса информатизации, осуществляемого субъектами государственного регулирования по территориальному или ведомственному принципу.  Анализ существующих тенденций принятия органами государственного регулирования социально-экономических систем разного уровня институционально-замкнутых на себя решений в области информационных ресурсов позволяет выделить следующие определяющие факторы:
•    недостаточное развитие производительных сил и производственных отношений, обусловливающее наличие технических и организационных трудностей интеграции с системами других ведомств;
•    институциональные проблемы информационной безопасности, опасение несанкционированного доступа к служебным данным извне («взлом»).
2.    Объективные предпосылки оппортунистического поведения государственных служащих, определяющиеся двойственностью института государства в ситуации информационной асимметрии.  Проблема «принципал – агент» на уровне государственного управления имеет свою специфику: значительная протяженность  цепочки агентирования, неопределенность принципала, мультизадачность, провоцирующие ситуацию конфликта интересов, в которой находится государственный служащий. Попытки снизить издержки постконтрактного оппортунистического поведения  приводят к росту бюрократизации государственной организации.
Институциональной реакцией на возможность постконтрактного оппортунистического поведения становится специальная структура контракта, способная принудить к его исполнению и снизить издержки агентских отношений: доскональное очерчивание рамок допустимого поведения агента, частичное совпадение интересов агента и принципала, залоговые гарантии, жесткий надзор принципала за агентом. Однако очевидно, что не все приведенные меры допустимы для применения в государственных структурах, между тем как принуждение к соблюдению контракта на практике всегда сопровождается высокими трансакционными издержками, связанными со сбором и обработкой большого объема информации.
3.    Состояние формальных правил взаимодействия  заинтересованных субъектов, нормативно-правовая база, регулирующая отношения по поводу формирования и использования информационных ресурсов государственного регулирования социально-экономической системы.
В отношении формирования формальных правил отмечается наличие в действующем российском законодательстве достаточно обширной нормативной базы правового регулирования  информационных отношений. Сигналом признания российским государством острой необходимости большей институционализации информационных отношений и осознания насущности проблем внедрения информационно-коммуникационных технологий в процессы регулирования социально-экономических систем стала разработка Федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010 гг.)» . Этот программный документ заявляет систему мероприятий, реализация которых, по мнению разработчиков, должна создать условия для плодотворного взаимодействия государственных структур между собой и с субъектами социально-экономической сферы, для эффективного формирования и использования информационных ресурсов государственного регулирования.
Институционализация формирования и использования информационных ресурсов органов власти происходит и в регионах. Учитывая важность проблемы государственного регулирования на базе эффективного использования современных информационных ресурсов, на региональном уровне разрабатываются программы по информатизации в целях создания регионального информационного пространства. В рамках этих программ предполагается связать не только органы управления региональной администрации, но и районные, муниципальные власти, общественно значимые организации, территориальные органы отдельных федеральных ведомств. Вместе с тем, ориентация на информационные системы региональных администраций и органов местного самоуправления в настоящее время позиционирует региональные информационно-коммуникативные системы как закрытые, усложняя формирование единого информационного пространства страны.
Разработку и реализацию программы «Электронная Россия (2002-2010 гг.)» можно рассматривать как проявление трансформаций в рамках направления «электронное правительство», связанного с информатизацией государства и пересматривающего институциональные рамки самого понятия «правительство».
«Электронное правительство» в том или ином виде функционирует во всех странах с развитой рыночной экономикой. В ЕС проводятся  систематические исследования на предмет доступности государственных услуг населению и бизнесу через глобальные сети. Здесь в качестве базы для мониторинга выступают 20 услуг, 12 из которых ориентированы на население, а 8 – на бизнес. Среди этих сервисов находится уплата налогов и сборов, получение паспорта и водительских прав, подача заявления в полицию, регистрация новой компании, оформление прав на автотранспортное средство (в настоящее время 87 % из указанных служб в странах ЕС доступны населению и бизнесу через Интернет ).
Исходя из существующих исследований тенденций процесса создания «электронного правительства» в развитых странах, можно выделить четыре этапа его развития. Первый этап предусматривает обеспечение одностороннего общения правительства к населению, второй знаменуется переходом к двустороннему общению, третий этап подразумевает, что информационно-коммуникационный портал в Интернете начинает выполнять часть функций соответствующего органа управления, на четвертом этапе происходит полноценная информационная интеграция всего комплекса государственных услуг, остальные субъекты социально-экономической системы получают возможность напрямую взаимодействовать с различными подразделениями правительства в рамках осуществления своих законных прав и обязанностей. 
Вместе с тем, рассматривая  соответствующие процессы в России, можно говорить, что в части реализации проекта «электронного правительства» наша страна находится на первом этапе.
В настоящее время подавляющее большинство органов государственной власти представлено каким-либо информационным ресурсом в сети Интернет. При неоднородности содержания и наполнения, в целом, все подобные порталы едины в своей попытке информирования пользователей о тех или иных сторонах своей деятельности. Если на федеральном уровне минимальное информационное содержание портала регламентируется нормативными актами Правительства (в феврале 2003 г. был утвержден Перечень сведений о деятельности Правительства и органов федеральной власти, обязательных к размещению в общедоступных информационных системах ), то для регионального уровня такой документ отсутствует.
Процессы информатизации, проходившие в последние десять - пятнадцать лет, сформировали определенную техническую и технологическую базу совершенствования использования информационных ресурсов государственного регулирования социально-экономических систем при отставании необходимых институциональных изменений. С принятием ФПЦ «Электронная Россия (2002-2010 годы)» государство впервые попыталось системно подойти к решению данной проблемы. Дальнейшую институциональную динамику системы информационных ресурсов государственного регулирования мы видим в совершенствовании нормативной базы информатизации, более комплексной реализации ФПЦ «Электронная Россия (2002-2010 гг.)», в системном формировании полноценного института «электронное правительство».