«Информационные Ресурсы России» №4, 2006



Некоторые замечания по концепции развития национальной информационной системы научной, научно-технической и инновационной деятельности


Волею случая мне удалось ознакомиться с итоговыми отчетными материалами по конкурсу (победитель конкурса – ФГУ НИИ РИНКЦЭ) по теме «Анализ состояния, разработка современной концепции развития и оптимизации структуры Государственной системы научно-технической информации  в интересах повышения эффективности инновационного процесса», проведенного в 2005 году Федеральным агентством по науке и инновациям.
Содержание заключительного отчета по НИР с конкурсным названием темы (шифр: 2005 - РИ-15/003), выполненной ФГУ НИИ РИНКЦЭ, производит удручающее впечатление безудержным стремлением авторов признать «утратившим силу» ГСНТИ и выдать за ее развитие и оптимизацию – создание невразумительной по сути и аморфной по структуре системы НИСНИД. При этом даже не обращается внимание на замену государственного принципа сбора, обработки и распространения НТИ на национальный (или ведомственный). Некоторые основные замечания по отчету прилагаются.
Учитывая актуальность и важность вопросов, поставленных конкурсным заданием, представляется целесообразным организовать широкое обсуждение научно-техническим сообществом полученных результатов.
Конкурсным заданием (РИ-15/003, извещение № 7к-663 от 4 апреля 2005 г., объем финансирования - 2,0 млн. руб.)  требовалась разработка современной концепции развития и оптимизации структуры Государственной системы научно-технической информации (ГСНТИ) в интересах повышения эффективности инновационного процесса.
Предлагаемая система НИСНИД может рассматриваться (по определению) только как часть, подсистема ГСНТИ, так как она охватывает информационное обеспечение всего трех «компонент» (среда «генерации знаний», система образования и инновационная система) и не затрагивает вопросы информационного обеспечения промышленности (включая ВПК), сельского хозяйства, энергетики, здравоохранения, транспорта, связи и др. отраслей. Более того, в Концепции НИСНИД отсутствует региональная составляющая, наиболее сильно развитая в ГСНТИ. В этой связи обозначать «модернизированную ГСНТИ» как НИСНИД просто не обоснованно, при этом авторы Концепции понимают несерьезность такого подхода, поэтому одним из главных мероприятий Концепции определяют «разработку и реализацию ведомственной программы «Информация для национальной инновационной системы». К этой программе очевидно и будет сведена координирующая роль Минобрнауки в ГСНТИ.
Также не ясно, почему в аббревиатуре НИСНИД отсутствует важнейшая из продекларированных «компонент» экономики знаний – система образования. Агентство по образованию даже не представлено в системе управления НИСНИД. Само понятие «экономика знаний» носит в Концепции нестрогий характер: то ли рассматривается «сектор знаний, формы организации знаний», то ли имеется в виду экономика знаний и высоких технологий (или экономика наукоемких технологий).  
В Концепции развития НИСНИД основная цель развития ГСНТИ определена как адекватность стратегическим установкам развития отечественной сферы науки и инноваций, что в целом соответствует конкурсному заданию развития ГСНТИ в интересах повышения эффективности инновационного процесса. Однако установки развития науки и инноваций в предложенной концепции отсутствуют, таким образом, не раскрыта цель и основные направления так называемой «модернизации» ГСНТИ. Поэтому описанные в Концепции «инерционный и активный» сценарии ничего нового не содержат и отличаются по существу только объемами выделяемых федеральным бюджетом средств. При этом стыдливо умалчивается о том, что «инерционный» путь развития ГСНТИ определяется не только недопустимо низкими объемами финансирования основных звеньев ГСНТИ, но и полным невыполнением Минобрнауки (Минпромнауки) координирующих функций, возложенных на министерство постановлением Правительства № 950 от 24 июля 1997 года. Наглядным примером этого является современное состояние подведомственного министерству ВНТИЦентра – основного звена ГСНТИ, ответственного за информационное обеспечение научно-технической и инновационной деятельности.
Таким образом, наиболее убедительным в Концепции развития несуществующей до настоящего времени НИСНИД является откровенное стремление авторов обновить бренд ГСНТИ (поэтапно преобразовать ГСНТИ в НИСНИД, признать утратившим силу постановление № 950), что ярко свидетельствует о неискоренимости революционного подхода, основанного на широко известном принципе «…разрушим, а затем…». При этом наиболее «перспективным» выглядит стремление авторов подготовить Положение и Постановление о национальной информационной системе научной, научно-технической и инновационной деятельности в условиях, когда отсутствуют положение и постановление о научной, научно-технической и инновационной деятельности.
В целом, разработанный  проект Положения о национальной информационной системе научной, научно-технической и инновационной деятельности носит «размытый», разговорный характер (в нем даже не определена структура и состав системы, как это четко и конкретно сделано в постановлении № 950), и в таком виде не может быть взят за основу не только для постановления Правительства, но и для обоснования ведомственной  программы «Информация для национальной инновационной системы». Очевидно, поэтому итоговый отчет по конкурсному заданию утвержден руководством РИНКЦЭ, а не руководством Агентства по науке и инновациям, как это предусмотрено действующим порядком (по работам стоимостью выше 750,0 тыс. руб.).   
Учитывая актуальность и важность вопросов, поставленных конкурсным заданием, представляется целесообразным организовать широкое обсуждение полученных результатов научно-техническим сообществом, например, на страницах журнала “Информационные ресурсы России”, прежде чем продолжать дальнейшие исследования.