6 апреля 2017

Жизнь и творчество Николая Гоголя представлены на портале Президентской библиотеки

В апреле 2017 года исполнилось 208 лет со дня рождения классика русской литературы Николая Васильевича Гоголя. В фонде Президентской библиотеки представлены раритетные материалы конца XIX – начала XX века, которые рассказывают о жизни писателя, истории создания знаменитых произведений, анализируют его творчество; кроме того, здесь можно ознакомиться и с редкими изобразительными материалами. Так, альбом 1909 года «Портреты Н. В. Гоголя» включает многочисленные изображения литератора, которые, по словам авторов собрания, «действительно могут служить материалом для знакомства с личностью Гоголя».

Гоголь родился в 1809 году в семье небогатого помещика в Полтавской губернии. «Отец его, Василий Афанасьевич, был человек очень неглупый, необыкновенно остроумный, много видавший и испытавший на своем веку, неистощимый балагур и рассказчик. В Васильевку беспрестанно собирались близкие и дальние соседи, гостеприимный хозяин радушно угощал их произведениями малороссийской кухни и потешал рассказами, приправленными солью чисто малороссийского юмора. Тут-то, среди этих соседей, нашел Николай Васильевич прототипы своих Афанасиев Ивановичей, Иванов Никифоровичей, Шпанек, Голопузей и прочая, и прочая», – рассказывает о ранних годах жизни будущего писателя А. Н. Анненская в своей книге «Н. В. Гоголь», изданной в Петербурге в 1891 году и представленной в электронном фонде Президентской библиотеки.

Анненская подробно описывает и лицейский период жизни Николая Васильевича, показывает нам его глазами одноклассников: «Настоящих друзей у Гоголя никогда не было. С самого детства в нем не замечалось простодушной откровенности и сообщительности, всегда был он как-то странно скрытен, всегда в душе его оставались уголки, куда не смел заглядывать ничей глаз. Часто даже о самых обыкновенных вещах он говорил не спроста, облекая их какою-то таинственностью или скрывая свою настоящую мысль под маской шутки, балагурства. Со свойственной детям проницательностью лицеисты скоро подметили эту черту в характере Гоголя, и долго носил он у них прозвание „таинственный Карло“».

Именно во время учебы в лицее Гоголь сделал первые шаги на писательском поприще и даже был избран редактором журнала «Звезда», который лицеисты решили издавать сами. К этой должности будущий классик относился со всей ответственностью. «Мальчикам хотелось придать своему изданию вид печатных книг, и Гоголь просиживал целые ночи, разрисовывая заглавные листы», – рассказывает Анненкова. Что же касается его ранних литературных шагов, она пишет: «К сожалению, ни одно из этих полудетских произведений Гоголя не уцелело, и о самой „Звезде“, издававшейся не долго, сохранилось у бывших лицеистов очень смутное воспоминание. Одно только помнят они, что все статьи их журнала были написаны самым напыщенным слогом и преисполнены риторики; только такой род писания считали они делом серьезным, настоящей литературой».

Первой крупной работой Гоголя стала повесть «Вечера на хуторе близ Диканьки», пропитанная любовью к родному краю и народным чертам украинского характера; повествование в ней наполнено фольклорными сюжетами. Увлеченность украинскими традициями раскрыла в нем талант этнографа и историка, чему и посвящена книга 1910 года «Гоголь-этнограф», электронная копия которой доступна на портале Президентской библиотеки. В ней автор, Борис Соколов, цитирует самого Гоголя: «Ах, если бы это было в самом деле так: тогда всю жизнь свою я посвятил бы любезной своей родине, описывая ее природу, юмор ее жителей с обычаями, поверьями, изустными преданиями и легендами. Согласитесь: источник обильный, неисчерпаемый, рудник богатый и еще непочатый».

Со временем стилистика произведений Гоголя сильно изменилась: «Художник-бытописатель превратился в моралиста-проповедника», – отмечает Котляревский в издании «Н. В. Гоголь», с которым можно ознакомиться в электронном читальном зале Президентской библиотеки. Автор продолжает: «Это превращение подготовлялось издавна, чуть ли не с первых шагов Гоголя на литературном поприще: никакого резкого перелома, никакого кризиса его творчество не испытывало, но общий его характер незаметно и постепенно изменился. Наступил момент, когда воплощение жизни в искусстве стало Гоголя интересовать меньше, чем общий религиозно-нравственный смысл этой жизни и его обнаружение в практике общественных явлений».

Создать образ духовно прекрасного человека в прямом, положительном образе Гоголь намеревался в продолжении произведения «Мертвые души» и для этого даже специально совершил путешествие в Святую Землю. Он хотел «вымолить себе нравственное просветление на создание II тома своего заветного труда», узнаем из речи А. И. Воскресенского, произнесенной в память о писателе в 1902 году.

Однако Гоголь не дал читателям возможности узнать, удалось ли ему нарисовать идеал прекрасного человека. В той же речи рассказывается о судьбе полностью законченного произведения: «на него напало страшное уныние, его охватил страх, что долг, возложенный на него Создателем, выполнен, но не так, как предначертал Творец, одаривший его талантом, что писание его вместо пользы, вместо приготовления людей к жизни вечной, окажет на них дурное влияние. Долго со слезами молился он, потом, в три часа ночи, разбудил мальчика своего слугу, велел ему открыть трубу в камине, отобрал из портфеля бумаги, связал их в трубку и положил в печь… Углы тетрадей обгорели, и огонь стал потухать. Гоголь велел развязать тесемку и сам ворочал бумаги, крестясь и молясь, пока они не превратились в пепел… Потом он вернулся в спальню, лег на постель и продолжал горько рыдать».

Литературный дар Николая Васильевича Гоголя был признан только после смерти писателя, когда он был единодушно занесен в список гениев человечества, а его «Ревизор» и «Женитьба» – в разряд классических комедий. Литераторы и критики высоко оценили и произведение «Мертвые души», в нем они увидели историческую ценность. «И проживи Гоголь лишний десяток лет, доведи до конца грандиозное здание „Мертвых душ“ – кто знает, мы имели бы, быть может, под рукой, своего рода художественную картограмму типических разновидностей русского человека, полную квалификацию по родам и видам коренных исторически сложившихся национальных свойств наших?!» – говорится в книге И. Л. Щеглова «Подвижник слова: новые материалы о Н. В. Гоголе» (1909), также представленной на портале Президентской библиотеки.