Фонд Президентской библиотеки раскрывают незаурядную личность и свершения Николая I
К 220-летию со дня рождения Николая I, отмечаемому 6 июля 2016 года, Президентская библиотека представила на своём портале подборку малоизвестных материалов, исторических документов, раритетных книг и изданий, связанных с жизнью и деятельностью одного из, пожалуй, самых сложных и многогранных в оценке историков императоров – Николая Павловича Романова. Царствование его не было безмятежным. Первое испытание поджидало молодого монарха уже в день вступления на престол – восстание декабристов, которое имело своей целью помешать войскам и Сенату принести присягу новому царю и не допустить вступления Николая I на трон.
«Какое начало царствования!» - сказал Император вышедшей к нему у дворца Императрице. Грустное и тягостное безмолвие было красноречивейшим ответом». Так передаёт трагическую атмосферу 14 декабря А. Магам в книге 1859 года «Император Николай I и его царствование», электронная копия которой хранится в фонде Президентской библиотеки.
Волнения, однако, были решительно пресечены; после первых же решений о Николае I заговорили как о сильном правителе.
В журнале «Семьянин» за 1894 год в электронной копии очерка «Император Николай» можно прочитать: «Приняв бразды правления в свои руки, юный государь окружил небывалым обаянием неограниченную власть царя и пред лицом всей Европы сумел заявить себя могущественным охранителем русского самодержавия, а в глазах своего народа – отцом и опорою отечества, величие которого он ставил выше всего».
На портале Президентской библиотеки можно найти важнейшие исторические документы того периода, такие как «Свод законов Российской империи», который был впервые издан в 1832 году по указу Николая I. Это 15 томов действующих законодательных актов Российской империи, расположенных в тематическом порядке. «…Провозгласив строгость закона, как меру исправительную, государь не щадил виноватого, будь это самый близкий ему человек, и не церемонился даже с высокопоставленными лицами, не говоря уже о дворянах, самовластие которых над крепостными он значительно ограничил», - пишет безымянный (увы!) автор очерка «Император Николай».
Наследник престола начал преобразования прежде всего с системы внутреннего управления, поскольку в минувшие царствования первой заботой были дела внешнеполитические. Николай принял меры к улучшению военного и гражданского судопроизводства; значительно повысил роль Правительствующего Сената, ослабленного при Александре I влиянием государственного совета; поднял на известную высоту правосудие. Царю приходилось браться за проблемы сложнейшие, решаемые в несколько этапов.
Так, скажем, пути сообщения представляли сплошное бездорожье, вследствие чего весной и осенью, в распутицу, движение по грунтовым дорогам почти прекращалось. В промышленности и торговле царил застой. Государь мечтал освободить крестьян, но не встречал должной поддержки. Незадолго до Крымской войны царь не без горечи признавался одному из своих подчиненных: «Три раза начинал я это дело и три раза не мог продолжать, - видно, это перст Божий». Он понимал, что страна еще не готова к восприятию великой реформы.
Получивший прекрасное домашнее образование, Николай Павлович высоко ценил литературу, живопись, поэзию, приближал к себе отмеченных талантом людей. «Знаешь ли, – сказал однажды государь, – я сейчас беседовал с умнейшим человеком в России». И на вопрос: «С кем же?» отвечал: «С Пушкиным». В электронной копии книги Евгения Петухова«Об отношениях императора Николая I и А. С. Пушкина» 1897 года исследуется совершенно небанальный характер отношений между монархом и первым поэтом России:
«Эти взаимные отношения, необычайно близкие для лиц столь разделённых между собою общественным положением, исполненные, с одной стороны, благожелательности и великодушия, а с другой – независимой прямоты, достоинства и душевного благородства, составляют любопытнейшую страницу в истории новейшей нашей литературы».
Освобождённый Николаем из Михайловской ссылки и побывавший на аудиенции с ним в Москве, Пушкин поспешил с восторгом уведомить об этом Н. М. Языкова: «Царь освободил меня от цензуры. Он сам – мой цензор. Выгода, конечно, необъятная».
В фонде Президентской библиотеки накоплено большое количество электронных копий документов, собственноручно написанных Николаем I. Среди них Рескрипт императора Николая I генералу Ермолову, «Проект грамоты Императора Николая I Императору Японии о направлении в Японию вице-адмирала Е. В. Путятина и желании установить торговые отношения» и другие.
Материалы о Николае I включены в коллекцию первой национальной электронной библиотеки страны «Династия Романовых. 400-летие Земского Собора 1613 года». Всего в коллекции содержится около 900 единиц хранения.