Президентская библиотека оцифрует книги Русского географического общества
Русское географическое общество передало на оцифровку Президентской библиотеке подборку раритетных книг русских путешественников рубежа XIX–XX веков. Будучи переведёнными в электронный формат, они станут украшением портала Президентской библиотеки.
В настоящий момент переводятся в электронный вид издания, описывающие юго-восточную часть земного шара. В частности, такие издания, как: В. Калинин «Золотая орхидея» (Бруней, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, 1989); О. Забозлаева «Индокитай» (Брит, Малайя, Таи (Сиам), Франц. Индокитай, Бирма, 1946); В. Арнольди «По островам Малайского архипелага. Впечатления и наблюдения натуралиста» (1911); Г. де Воллан «По белу свету: Путевые заметки». (Ч. 1: Испания, Египет, Цейлон и Индия, 1894); Г. де Воллан «По белу свету: Путевые заметки». (Ч. 2: Бирма, Ява, Китай, Тонкин, Кохинхина, Камбоджа, Сиам, 1895).
Эти и другие книги имеют высокую ценность как памятники отечественной науки. Так, профессор В. Арнольди в произведении «По островам Малайского архипелага. Впечатления и наблюдения натуралиста» проанализировал мотивацию путешествующего ученого-натуралиста.
«Покрытые роскошными лесами, дающими убежище бесчисленным зверям и птицам, острова Малайского архипелага населены разнообразными племенами людей: то культурными расами с длинной и славной историей, то полудикими или совершенно дикими, вчерашними, а может быть, еще и нынешними людоедами», – начинает повествование ученый из России.
Путевые заметки профессора ботаники Харьковского университета Владимира Митрофановича Арнольди о его научной командировке в Нидерландскую Индию (ныне – Индонезия) в 1908–1909 годах вышли в свет в 1911 году и были переизданы всего один раз – в 1923 году, что подчеркивает их библиографическую редкость. Арнольди интересен не только как крупный ученый, основатель российской школы альгологии (науки о водорослях), но и яркий представитель отечественной интеллигенции конца XIX века, высокий профессионализм и духовность которого делали его настоящим полпредом Родины в других странах. Русский ученый пишет о том, что в уникальном ботаническом саду Богоры, в уютной лаборатории, среди идеальной научной обстановки он перестает быть простым созерцателем-туристом или в лучшем случае собирателем коллекций, а становится настоящим исследователем тропической природы, вооруженным всеми современными методами научной работы.
«Возвратившись на родину… ему хочется познакомить и других со своими впечатлениями и наблюдениями, и это желание заставляет его опубликовывать свои очерки. Пусть читатели не смотрят на них как на ученое сочинение, они передают личные впечатления, которые иногда преломляются через призму научных данных, в освещении которых становятся интересными и понятными наблюдения, сделанные автором этих очерков».
Не менее интересны путевые заметки Григория де Воллана «По белу свету», переданные Русским географическим обществом для оцифровки в Президентскую библиотеку. Потомок приглашенных Екатериной II брабантских дворян, Григорий де Воллан в 1873 году поступил на дипломатическую службу. Сначала судьба забросила его в Австро-Венгрию, литературным результатом этой командировки стала брошюра «Мадьяры и национальный вопрос». В 1886 году он получил должность консула в Нагасаки и Иокогама. В Японию он отправился кружным путем и посетил Испанию, Египет, Индию, Бирму, Индонезию, французские колонии в Индокитае, Китай. Плодом этих путешествий стала книга «По белу свету».
«Вообще надо сказать, – пишет Воллан о Мадриде, – близость Парижа чувствуется на каждом шагу. Магазины носят громкие названия Louvre, Paris и т. д. Платья по парижскому фасону; в книжных лавках выставлены Золя, Доде, на стенах красуются громадные афиши французской опереточной группы. Гостиницы приноровлены к вкусам англичан, которые наезжают сюда во время морских купаний». Таким увидел путешественник Евросоюз образца конца 80-х годов XIX века.
Поступившая подборка уникальных книг из Русского географического общества после специальной обработки займет достойное место в фонде Президентской библиотеки, насчитывающем сегодня около 500 тысяч единиц хранения.