23 марта 2016

Президентская библиотека оцифровала две подшивки журнала "Огонёк" за 1915 год

Президентская библиотека оцифровала и готовит для размещения на портале более 50 номеров журнала «Огонёк» за 1915 год. Даже неполная выборка номеров массового общественно-политического журнала начала XX века показывает, что его основной темой в этот период становится тема войны мирового масштаба 1914-1918 годов.

Пятнадцатилетний юбилей «народного» журнала, основанного в 1899 году, практически совпал с началом войны. Вместо поздравительных телеграмм на страницах издания отражены грозные события, которые дали современникам основание назвать долговременный мировой конфликт «Великой» и «Второй отечественной» войной». Её ход был подробнейшим образом запечатлён авторами журнала в постоянно действующих рубриках «В дни нашей войны», «Из действующей армии», «На западно-европейском театре войны». На примерах подвигов российской армии и войск союзников самым подробнейшим образом рассказывалось о ходе военных действий на западном и восточном фронтах.

В обычае того времени были коллективные фотоснимки солдат и офицеров, уходящих на фронт. «Огонёк» этого периода изобилует такими фотографиями, они публиковались в рубрике «Герои и жертвы Отечественной войны». Чаяния фронтовиков, генералитета ставки под командованием императора Николая Второго, а также тех, кто ждал их всех с полей сражений затянувшейся войны, прекрасно выражает обложка первого номера журнала «Огонёк» за 1915 год: на ней изображены немецкие окопы, по которым бродит смерть с косой, а в верхней половине полотна штатного художника журнала С. Животовского видим пахаря, идущего за плугом, величественную фигуру символической женщины-Родины с лавровой ветвью в руке, купола церквей и дымящие трубы заводов. Объединяет все эти изображения надпись над этим графическим листом: «На что надеемся мы и наши союзники в 1915 году».

С первых же номеров «Огонёк» стал трибуной захлестнувшего Россию патриотизма, отражая масштаб поддержки фронта со стороны граждан Российской империи. Во многом это шло от бескорыстного участия царской семьи в решении самых насущных проблем - от создания походных бань для солдат до помощи раненым, которую оказывали дочери Николая Второго. Представители всех слоёв российского общества старались внести свою посильную лепту в общее дело: ширилось добровольческое движение уходящих на фронт, собирались средства на устройство лазаретов и госпиталей, открывались курсы сестер милосердия…

Военные события на страницах «Огонька» не заслонили, однако, тех публикаций, в которых отражалась жизнь страны в целом, её внутренняя политика и культура. Поразительно, но характерно для русского духа и его недосягаемых высот: в те дни, когда весь народ жил от одной сводки с фронтов до другой, в Петрограде открылась выставка «Мира искусства», где, в частности, были представлены «Портрет Анны Ахматовой» Н. Альтмана, картина К. Сомова «В лесу», «Портрет жены художника» кисти Б. Григорьева и др. В те дни как дань памяти патриотизму полководцев, политических деятелей, творчеству российских поэтов и художников открывались памятники, отмечались юбилеи крупнейших книгоиздателей страны. На страницах «Огонька», как и в мирные времена, продолжали печататься лучшие поэты и прозаики своего времени.

На протяжении всего периода войны авторский коллектив редакции «Огонька» оставался рядом со своими читателями, точно и своевременно информируя их о происходящем на полях сражений. Страны-участницы этой беспрецедентной мировой бойни, как оценивал её коллектив журнала «Огонёк», потеряли убитыми более 10 млн солдат, около 12 млн мирных жителей, около 55 млн были ранены. В войне участвовало 38 государств, в неё было вовлечено более полутора миллиардов человек, т.е. более трёх четвертей населения земного шара. В результате войны прекратили своё существование четыре империи: Российская, Австро-Венгерская, Османская и Германская.

Вместе с тем в мире был человек, который пытался предотвратить Первую мировую. Стальной магнат-миллиардер Эндрю Карнеги, американец шотландского происхождения, предложил кайзеру Вильгельму II миллионы фунтов в обмен на мир и получил жёсткий отказ. Тогда он попытался созвать ведущих бизнесменов мира на мирную конференцию, проходившую в Вене. Мало кто явился на приглашение. А когда Карнеги сидел за председательским столом на одном из заседаний конференции, он получил телеграмму, в которой говорилось: «Дорогой Карнеги! Мне совершенно наплевать на мир во всём мире. Джей Пи Морган».

Много десятилетий спустя журнал «Огонёк» постсоветского периода напишет про Эндрю Карнеги и его принципы, которые могли бы сделать человечество не только богатым, но мирным и счастливым. Но они опять были проигнорированы разноязыким сообществом. Это, однако, не означает, что легендарный русский журнал с богатейшей историей на протяжении своей вековой истории не продолжает исповедовать взятый им когда-то за основу категорический императив Канта в его нравственно-этических координатах – он исключает войну, поскольку высшей ценностью объявляет человека и его право на жизнь. Этого же постулата в исторической ретроспективе придерживался и «Огонёк» периода Первой мировой войны.

Благодаря большой работе, проделанной Президентской библиотекой, полистать электронные страницы журнала скоро смогут все заинтересованные пользователи Интернета, имеющие навык общения с порталом первой электронной национальной библиотеки России.