Минкультуры предлагает ужесточить антипиратский закон
Министерство культуры готовится внести в правительство законопроект, который предусматривает для владельцев хостинга штрафы до миллиона рублей за нелегальный контент, размещенный пользователями.
Министерство культуры разработало очередной законопроект, призванный бороться с рынком нелегального контента в сети Интернет.
Документ предусматривает штрафы до 1 миллиона рублей для хостеров, которые не заблокировали контент, нелегально размещенный их клиентами, в течение 48 часов после получения жалобы от владельцев авторских прав. Причем владельцы серверов должны успеть связаться с владельцами сайтов, где обнаружена пиратская информация, и предложить им избавиться от контрафакта самостоятельно, а потом уже действовать самим. Минимальная сумма штрафа составляет 100 тысяч рублей.
Если пользователь, разместивший контент, считает его блокировку или удаление ошибочным, он может выступить с ответной жалобой, правда, пока будет вестись разбирательства, информация останется заблокированной. Минимальный срок блокировки — 14 дней, а если правообладатель обратится в суд, ограничение доступа к информации продлится до вступления в силу постановления этой инстанции. Причем, если судьи признают, что информация размещена законно, недобросовестному заявителю также грозит штраф до миллиона рублей.
Правда, отмечается, что за 8 месяцев действия антипиратского закона не было зафиксировано ни одного неправомочного заявления от владельцев контента.
В данный момент ведется общественное обсуждение законопроекта, а внести его в правительство Минкультуры планирует уже в апреле. Напомним, что предыдущий вариант антипиратских поправок, разработанных Минкультуры, был отклонен и отправлен на доработку. Эксперты правительства заявили, что в документе недостаточно ясно описан механизм защиты авторских и смежных прав, а также не учитываются все предложения, поступившие от участников рынка.
«У нас была версия законопроекта, в которой ответственность за пиратов несли и операторы связи. Нынешняя версия — компромиссная. Операторы связи из нее исключены», — передают «Известия» слова замминистра культуры Григория Ивлиева.
«Если санкции не будут жесткими, они не будут иметь значения. Сегодня штраф за невыполнение предписания Роскомнадзора об удалении незаконной информации, скажем детской порнографии, составляет всего 40 тысяч рублей. Крупный информационный ресурс зарабатывает такие деньги за час. Поэтому мы назвали адекватную сумму — заявляет чиновник, поясняя позицию ведомства.
С критикой нового законопроекта выступил директор Координационного центра национального домена сети Интернет Андрей Колесников, который считает, что сумма штрафа не обоснована, а также предсказывает технические трудности с выполнением запросов правообладателей:
«Но файл, размещенный на сайте, физически может размещаться не на одном жестком диске — он бывает размазан по целому «облаку». И только владелец площадки сможет удалить противозаконную информацию», — отметил эксперт.
Правильным подход, при котором информпосредник должен реагировать на жалобы правообладателей считает представитель интернет-компании Ru-Center Андрей Воробьев, но важным считает соблюдение юридических норм: «Главный вопрос здесь — в какой форме будет подано обращение правообладателя и что оно должно содержать, чтобы быть необходимым и достаточным для признания прав заявителя».
Григорий Ивлиев считает, что предложенный его ведомством механизм является действенной моделью защиты авторских прав, а также отвечает интересам и правообладателей и интернет-сообщества.
«Мы надеемся, что проект в ближайшее время станет законом», — подчеркивает заместитель министра культуры.
Как сообщалось, в данный момент в первом чтении Госдумой принят антипиратский законопроект, предложенный вице-спикером Сергеем Железняком. Этот документ расширяет антипиратские поправки на все виды контента, включая книги, и предлагает полностью блокировать ресурсы, на которых нелегально размещена информация. Кроме того, к работе с антипиратскими заявлениями предполагается привлечь Суд по интеллектуальным правам, тогда как раньше эта деятельность была в исключительной компетенции Московского городского суда.