Комментарий президента РБА по вопросу о ликвидации Российской книжной палаты
В.Мещерякова: Владимир Руфинович, как Вы прокомментируете ситуацию с ликвидацией Российской книжной палаты Указом Президента РФ?
В.Р.Фирсов:
Первое, что вызывает озабоченность: ликвидация Российской книжной палаты в соответствии с указом Президента РФ «О некоторых мерах по повышению эффективности деятельности государственных СМИ» для руководителей нашей профессиональной сферы (в том числе, крупнейших федеральных библиотек, издательств и учреждений культуры) была неожиданной. Как мы знаем, в соответствии с Указом Президента РФ №601 от 7 мая 2012 года, устанавливается порядок общественной экспертизы основных федеральных законодательных актов. Однако, этого не произошло. Такая неожиданность не только настораживает, но и вызывает сомнения в тщательности подготовки решения.
10 декабря 2013 г. дирекция Российской книжной палаты выразила официальную позицию (http://www.rba.ru/content/news/vid_news_str.php?id=2616 ) в отношении указа.
Позиция Российской библиотечной ассоциации такова: мы не можем говорить о том, принимать этот акт или не принимать, указ Президента РФ должен выполняться. Поэтому выражения протеста, сбор подписей против закрытия РКП, который открыт в Интернете, с моей точки зрения, бесперспективны – это информационный шум, уводящий в сторону от обсуждения основной проблемы. Более конструктивно говорить не о предотвращении закрытия Российской книжной палаты, поскольку решение принято, и впереди – долгий процесс его практического претворения, а о необходимости сохранения основных функций этого учреждения. Книжная палата – не просто одно из многообразных научных или культурных учреждений, это культуросозидающий для страны фактор. В современных условиях печатное слово, издательская продукция, как художественная, так и научная, образовательная, являются базовым условием для духовной, интеллектуальной жизни россиян, инновационного развития страны. Тем более, как мы знаем, наша культура продолжает носить литературоцентристский характер. В данном случае я имею в виду преувеличенно большое значение печатного слова. Даже сегодня, в условиях бурного развития КТ мы знаем, что цифровая информация воспринимается как более оперативная, а печатная – как более достоверная.
Какие принципиально важные функции должны быть сохранены прежде всего? Назову только важнейшие.
Первая: государственная регистрация всего книжного потока, который издается в стране. Без этого не может существовать ни одно цивилизованное государство: то, что издается, должно быть обязательно учтено, зафиксировано как для живущего поколения, так и для последующих.