10 октября 2013

Цифровой приговор. Уничтожение книги выгодно всем: элите, бизнесу, обществу

Способы и технологии передачи знаний и идей претерпели глобальные изменения, которые коснулись такой фундаментальной основы современной цивилизации, как книга. Темпы этих изменений для книги негативны (например, количество книжных магазинов в России приблизилось к 1913 году), однако оцениваются они с точки зрения динамики продаж и ограниченной логики бизнеса. По-настоящему неоднозначную сущность происходящих процессов «смерти» книги не осмыслены. Речь идет, прежде всего, о свободе мысли: самый массовый вид коммуникации связан с самыми сильными формами контроля.

Массовые коммуникации формируются телевидением и интернетом. Самым закрытым медиа является телевидение, что связано не только с ограничениями линейного вещания, но и жестким регулированием телевизионного контента; нельзя употреблять названия брендов, ограничен круг экспертов и медиа персон, функционируют стоп-листы и т.д. На этом фоне интернет казался пространством свободы. Но уже сегодня веб 2.0 (термин Дейла Догерти) вводит жесткий контроль над содержанием, причем руками самих же пользователей. Аккаунты в социальных сетях большее не рассматриваются работодателем и медиа как частное пространство человека, за высказывание в интернете можно поплатиться работой или свободой гораздо быстрее и жестче, чем за расклейку революционных листовок или издание брошюр.

Влияние книги по сравнению с новыми медиа тает на глазах. Но именно поэтому она перестает замечаться правящими элитами – книга выпадает из мониторингов власти. Эксперты и публицисты уже сегодня в книгах высказываются гораздо свободнее, чем могут позволить это в СМИ. Книга становится альтернативным и плохо контролируемым, пусть уже и не массовым, но по-прежнему влиятельным каналом коммуникации.

Более того, с усилением цифровых медиа социальная мысль и альтернативный взгляд на действительность в будущем может быть реализован исключительно через книгу. Сохранение знаний в цифровом виде может быть фальсифицировано и правится (аналогично «Википедии») значительно легче, быстрее и незаметнее, чем те же манипуляции с печатным текстом. Цифра окончательно добьет книгу, как это уже произошло, например, с энциклопедией «Британника», вышедшее в 2010 году издание которой будет последним, теперь энциклопедий доступна лишь на электронных носителях.

«1984» Джорджа Оруэлла только наступает: тоталитарная модель будущего оформилась концептуально, но только сегодня обретает реальную технологическую платформу и исполнительскую механику. В «пожарных» Рея Брэдбери нет необходимости, книги будут не сжигать, а оцифровывать и редактировать.