7 мая 2011

Пиратство и свободная конкуренция

"Лента.ру" продолжает цикл интервью с представителями ИТ-отрасли о проблемах пиратства и защиты авторских прав в Сети. На этот раз мы побеседовали с главным советником Google по авторскому праву Фредом фон Ломанном (Fred von Lohmann), посетившим Москву в конце апреля и выступившим на конференции, которую компания провела совместно с МЭРТ, Минкомсвязи и Минкультом России.

Лента.ру: Фред, вы работаете в подразделении Google по охране авторских прав. Расскажите, сколько человек работает вместе с вами и чем именно вы занимаетесь в компании?

Фред фон Ломанн: Работать в Google именно по моей специальности очень интересно. Ведь компания постоянно экспериментирует и внедряет новые методы и технологии. Штат подразделения по охране авторских прав в Google состоит из четырех человек. Но кроме этих четверых, занимающихся непосредственно юридическими вопросами на постоянной основе, еще несколько сотен сотрудников компании так или иначе связаны с этой тематикой.

Моя работа состоит из трех блоков. Примерно треть рабочего времени я трачу на вопросы, связанные с продуктами компании. Речь идет как об уже существующих сервисах, так и о тех, которые только разрабатываются. Я беседую с разработчиками, объясняю им некоторые юридические детали и отвечаю на другие вопросы. Вторая треть уходит на вопросы, связанные с судебными заседаниями. Конечно, у многих на слуху иск Viacom к YouTube, однако компания вовлечена и в иные разбирательства, которые требуют внимания. Последняя часть - выступления от имени Google с разъяснением нашей позиции относительно защиты авторских прав. Я регулярно путешествую по всему миру, выступая, например, в Москве, перед законодателями и прочими лицами, заинтересованными в изменении соответствующих законов.

В России в последнее время активизировалась деятельность по внесению изменений в профильное законодательство. С чем вы это связываете?


Действительно, мы понимаем, что различные ведомства стали более внимательно относиться к этому вопросу. Во многом так происходит потому, что президент России назвал вопрос защиты авторских прав в числе приоритетных.

К слову, в середине апреля глава Министерства массовых коммуникаций и связи Игорь Щеголев заявил, что в настоящее время невозможно решать юридические вопросы, связанные с нарушением авторских прав, основываясь на нормах, принятых несколько десятилетий назад. Как, по вашему мнению, изменились правила игры за последние годы, и изменились ли они на самом деле?

И в США, и в Европе в последние годы были приняты новые инициативы, которые определили функции и порядок существования интернет-компаний. В США речь идет о законе DMCA (Закон об авторском праве в цифровую эпоху), принятом в 1998 году. В Европе его функции взяла на себя Директива об авторском праве (Copyright Directive) 2001 года. Именно нормы, прописанные в этих законах, позволили "раскрутиться" ряду интернет-компаний, в том числе Google. Ни наша компания, ни Yahoo!, Facebook, или eBay не существовали бы сейчас в нынешнем виде, не будь приняты эти законы, которые ограничивают ответственность интернет-компаний как посредников при передаче данных.

Мы надеемся, что российские ведомства будут иметь в виду опыт этих стран и что российское законодательство в области защиты авторских прав будет частично основано на уже существующем опыте других стран.

Вместе с тем, мы уверены, что не закон должен определять то, в каком направлении развиваться отрасли. Роль двигателей должны брать на себя разработчики и предприниматели. Поэтому и важно оставлять новым компаниям на рынке поле для экспериментов. Ведь в 2003 году никто не мог себе представить, что, например, YouTube станет настолько популярным сервисом. Вспомним, что тогда собственные видеосервисы были у Google, Yahoo! и Microsoft, однако в итоге победил сервис, созданный маленькой компанией, просто потому, что он был лучше.